Во всех славянских языках присутствует слово "ПИВО". Раньше этим словом называли не только пиво, но и напиток вообще. Слова "пиво" и "пить" созвучны в славянских языках. Именно славяне были посредниками, передававшими практику использования хмеля другим европейским народам.

Во время археологических раскопок на месте древнего Новгорода были найдены берестяные грамоты, в которых упоминались перевары. "Перевары" - это хмельные напитки из меда и пива, отличающиеся большой крепостью. Насколько высоко ценились перевары можно судить по тому факту, что мед и перевары являлись данью на Руси. Следует также отметить, что пиво, солод и хмель входили в состав оброков крестьян за пользование землей.

В писцовых книгах новгородских земель 1499-1500 гг. упоминаются бочки с хмелем и пивом. В сборнике норм древнерусского права "Русской правде" говорится, что вирнику (сборщику платежей и штрафов) в день полагалось ведро солода, а мастерам, занимавшимся ремонтом городских укреплений, помимо денег, корма и питья выдавался солод, чтобы они могли варить себе пиво. Пиво, наряду с луком и хлебом, входило в основной набор продуктов питания.

На Руси пиво и меды разной крепости (легкие - от 2° до 4° , средние - от 4,5° до 7°, крепкие - до 17° и даже 35° и более, такие, что от одного стакана "сшибало с ног"), были ритуальными напитками, употреблявшимися на совместных пирах.

Центрами пивоварения на Руси были монастыри. Варка пива производилась в мужских и женских монастырях. В Никоновской летописи об основателе Троице-Сергиева монастыря преподобном Сергии Радонежском сообщалось: "...что там Сергий пива и меду никогдажь вкушаше или обнюхаше".

В годы царствования Великих князей пиво часто упоминалось в царских указах.

Великий князь Иван III в годы своего царствования (1462-1505гг.) запретил кому бы то ни было варить пиво и употреблять хмель, присвоив это право казне. Позже указ был отменен. Со времен его царствования наряду с хлебным вином пиво подают в кабаках.

При Борисе Годунове (1598-1605 гг.) было запрещено варить пиво "средним и молодшим" людям. С солода, хмеля и меда бралась "брашная" пошлина.

В начале XVII века Михаил Федорович послал в Псков грамоту с запрещением покупать хмель, мотивируя это дошедшим до него сообщением, "что есть на Литве баба ведунья, и наговаривает на хмель с целью навести на Русь моровое поветрие". При этом конечно преследовалась цель ограничить импорт хмеля из Литвы и расширить производство своего.

Во времена правления Алексея Михайловича (1645-1676 гг.) пиво дозволялось варить крестьянам для домашнего питья несколько раз в год - в Великий день, Дмитриевскую субботу на Масляницу, на Рождество Христово. При этом пирушки в эти праздники назывались "особым пивцом". Тогда сложились и пословицы: "В Дмитриев день и воробей под кустом пиво варит" или "Выпили пиво о Масляне, а с похмелья ломало после Радуницы". Право варить пиво давалось только лучшим, самым работящим крестьянам. Кабацкий голова опечатывал оставшееся пиво до следующего праздника. В другое время пиво варили к семейным торжествам, свадьбам, на Ильин день, Пасху, Богородицы, Медостав день. Бочка пива тогда стоила 2 рубля.

На Руси со временем появляется все больше и больше пивоварен. В 1715 году по указанию Петра I в Петербург были выписаны солодовники и пивовары, что способствовало развитию пивоварения. К этому году относится основание нынешнего пивзавода во Львове.

Пиво, став привычным и популярным на Руси, проникает и на страницы литературных произведений:
"и я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало".

Сайт создан в системе uCoz